Майорова Любовь Павловна представила очерк «Мудрость бабушки-моя жизнь» на конкурс в рамках социально-значимого областного проекта "Бабушки и внуки - мост над рекою жизни".
А бабушкины руки пахнут хлебом.
А бабушкины руки мягче снега,
Ведь бабушкины руки как в снежинках –
Натруженные руки, все в морщинках.
А бабушкины руки всё умеют,
А бабушкины руки лаской греют.
А бабушкины руки – руки мам:
Они родителей растили нам!
...И потому-то мягче снега
Те руки, что так пахнут хлеб
Натали Самоний
Сколько себя помню с самых малых лет я находилась у бабушки с дедушкой. По большей части я, конечно, находилась с дедушкой, но и бабушка очень много времени уделяла мне. Моя бабушка Букашова Марина Михайловна, 1912 года рождения. Корни у бабушки Белорусские, они переселенцы со Смоленской губернии, деревни Космачи. В 1925 году они приехали в Сибирь, где навсегда и остались.
Ненавязчиво она учила меня обычаям и традициям, которые вошли в её жизнь и затем в мою. А порой и просто опыт трудной жизни и её советы помогали мне в жизни. С малых лет я помню, как моя мама и её сёстры ходили в лес и запасали не только ягоды и грибы на зиму, но и первым запасом в конце мая, в начале июня, была черемша. Её набирали много, мешка три, четыре, перебирали все вместе, мыли, половину черемши перекручивали на мясорубке, солили, закладывали ей в банки или кастрюли. Вторую часть черемши крошили, хорошо толкли, в большой кастрюле, солили и всё ставили в глубокий погреб. Когда я спрашивала у бабушки: - «Зачем черемши столько много?». Она отвечала: - «Пусть лучше будет много, чем нечего. Черемша нас спасла от голода в войну. Я её делала и с молоком для детей и варили суп и ели всей семьёй. Дети болели меньше. Брусника тоже спасала зимой. Её просто заливали водой в кадушки, она замерзала, так и сохранялась»
А еще я помню моя бабушка часто варила кулеш - каша из муки. Варила ее на молоке или на воде, только в начинающую закипать воду или молоко она тонкой струйкой вливала жидкое тесто, помешивая деревянной лопаткой. Когда кулеш был готов; в молочный кулеш она добавляла масло, а в кулеш на воде добавляла пережаренное сало с луком. Это было очень вкусное блюдо. Будучи уже взрослой, я однажды приготовила кулеш по бабушкиному рецепту и накормила этим блюдом своих детей и их друзей. Съели всё!
А особенно помнится, как бабушка стряпала хлеб в русской печи. Весь дом наполнялся ароматом печеного хлеба. Мы сидели и с нетерпением ждали, когда бабушка вынет хлеб из печи. Когда бабушка вынимала хлеб, она сбрызгивала корочку хлеба водой, накрывала его полотенцем и говорила нам: «Подождите, пусть хлеб отдохнет». И когда хлеб «отдохнет», она всем нам отрежет по куску теплого ароматного хлеба, нальёт из крынки холодного молока. Мы с таким удовольствием уплетали! До сих пор мне кажется, что вкуснее нет ничего на свете! Это наше детство!
Каковы были обычаи в семье бабушки, когда она росла, так и она воспитывала своих детей и внуков. Когда мы садились за стол обедать, а семья была большая, разговаривать за столом не разрешалось. Дедушка строго говорил – «Когда ем, я глух и нем». И все молча уплетали свой суп или то, что приготовила бабушка.
Одним из любимых и уважаемых праздников для нас была Пасха. Я очень люблю Пасху. Почему? Во-первых, мне бабушка каждый год к этому празднику шила новое платье, яркое, красивое. Красила яйца, стряпала. Особенно я любила бабулин хворост. Он у неё получался толстеньким и вкусным. Когда в Пасху садились за стол, бабушка, первым делом, брала крашенное яйцо, очищала его от скорлупы и делила его на столько частей, сколько членов семьи за столом. Делила яйцо бабушка, разламывая руками, что бы семья всегда была едина и вместе целое как яйцо. Я тоже соблюдаю эту традицию и детей своих этому научила.
Бабуля с детства мне привила любовь к Богу, говорила, что он сеть и все видит и слышит. Он бывает добрый и строгий, но всех любит, потому что все люди его дети, он помогает людям, но и наказывает плохих людей - тех, кто обманывает много, ворует. Вставая из-за стола, когда семья пообедала, она всегда перекрестит себя и скажет: «Слава Богу за еду». Бабушка часто называла солнце - батюшка Ярило. Когда лес горел, она говорила: «Вот разозлили Перуна». Очень уважительно относилась к земле, к урожаю, к лесу и всегда говорила: «У каждой части природы есть свой хозяин или Бог». Я сейчас понимаю, что ее воспитание проходило в Славянской традиции и вере. Бабушка часто рассказывала мне о доброте и зле, о людях кому можно верить, а кого стороной обходить, она мне всегда наказывала, что проклинать людей никогда нельзя, а прощать обиды нужно. Бог сам рассудит. Как она была права! Я своим детям и внукам часто об этом говорю, чтобы они запомнили.
Детство – пора золотая! И бабушка, пахнущая хлебом и молоком с ее грубыми потрескавшимися ладонями от постоянной работы, но такими ласковыми и нежными, которые гладят по голове и шепчут ласковые слова, навсегда останутся в моем сердце.
Любовь Павловна Майорова
|